Главная » Статьи » Тбилисский район » История

Мост через реку Кубань в станице Тбилисской

Нашу родную и с детства знакомую реку Кубань, конечно, нельзя сравнивать, например с Амазонкой, Нилом и даже с общероссийской любимицей Волгой - масштабы не те. Но у Кубани, как у любой другой речки, есть свои особенности - быстрое бурное течение, крутой нрав, непредсказуемое поведение и паводки. Поэтому река эта, ещё древними греками отмеченная красивым именем Гипанис, всегда была препятствием на пути переселяющихся народов, идущих в набег отрядов, отдельных кочующих путников. И если летом в сухой сезон её можно было преодолеть, найдя брода зимой – по крепкому льду, то весной, во время разливов, это был серьёзный непреодолимый рубеж. Не зря именно Кубань выбрал Суворов для отстройки редутов  Кавказской линии .Но шло время. Россия шагнула через Кубань, да и торговые связи с народами Кавказа тоже что-то значили для нашей державы. И вот тогда встал вопрос о мостах.

В архивных документах первое упоминание об уже привычном для нас средстве переправы  через Кубань относится к концу 18 века. Известно, ,что 11 августа 1857 года заведующим мостами на реке Кубань против Прочноокопской линии в Тифлисской назначили подполковника Осипа Терашкевича.С 1881 по 1883 годы он устраивал постоянные мосты через Кубань (Тифлисский и Усть –Лабинский) и содержал их за свой счёт .Войсковое хозяйственное правление кубанской области в течении пяти лет выплачивало Терашкевичу по 6500 рублей. Этот мост, деревянный, прослужил сравнительно не долго.

В начале 20 века был построен другой. В воспоминаниях бывшего жителя хутора Северин ,Виктора Алексеевича Колбанцева, описывается так: «Возле моста стоит большое кирпичное здание с открытой верандой,выходящее углом на мост. Это здание фирмы, построившей мост год назад, так как старый пришёл в негодность. Новый мост - металлический, добротный. На веранде всегда кто-нибудь дежурит, чтобы собирать плату за пользованием мостом»

В годы Великой отечественной войны существующий мост, как стратегический объект был разрушен. В качестве временной меры в марте  1943 года  построили паром, граничащий  с севера с пищепромкомбинатом, с юга –с зверосовхозом .А в июле Тбилисский райисполком обязал районный дорожный отдел провести подготовительную работу для строительства моста.

27 сентября 1943 года РИК принял решение о выделении каждым сельским советом плотников, разнорабочих, подвод в постоянное распоряжение доротдела. Строили  этот мост всем миром.основным строительным материалом был лес. Продолжал функционировать и паром. Такса для пешеходов составляла 1 рубль.

Движение по построенному мосту было односторонним, существовали ограничения в грузоподъемности. Автобусы останавливались перед мостом и пассажиры должны были  пересекать его пешком. Закубанские хозяйства в периоды уборки урожая  не имели возможности чётко , быстро отправлять зерно на элеватор. Одним словом переправиться через Кубань было делом проблематичным .К середине 70-х годов возникла острая необходимость в строительстве моста, отвечающего всем современным требованиям.

Подрядчиком стало ростовское мостостроительное управление №1.немногим больше года понадобилось для установки опор будующего моста ,затем  реку перекрыли металлическим пролётным сооружением. Торжественное открытие моста состоялось в июле 1975 года.

©  Михаил Казаченко,Ирина Шуваева

Категория: История | Добавил: Admin (30.07.2014) | Автор: Андрей
Просмотров: 1584 | Теги: история тбилисской, мост, мост через кубань | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Популярные материалы:
avatar